• 8 (3532) 47-94-45

    г.Оренбург, ул. Химическая, 10

  • 8 (3532) 33-36-08          

    г.Оренбург, пр. Гагарина, 13

Вниманию преподавателей Колледжа Сервиса!

30.08.2017
Вниманию преподавателей Колледжа Сервиса!

Методические рекомендации

по проведению «урока Мира» в ГАПОУ «Колледж сервиса г. Оренбурга»

 

Методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогам, кураторам учебных групп по организации и проведению тематического урока Мира.

Ежегодно в общеобразовательных организациях в рамках Дня знаний, который официально отмечается в России с 1984 года, проводятся тематические классные часы, посвящённые памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным датам и событиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июня 2017 г. № ТС-134/08 «О календаре образовательных событий на 2017/18 учебный год»).

1 сентября – не только День знаний, но и День мира. Проведение данного урока связано с важными историческими событиями, которые произошли в разные годы в сентябре:

-       1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война;

-       2 сентября 1945 года – окончание Второй мировой войны;

-       21 сентября – Международный день мира. Генеральной Ассамблеей ООН этот день провозглашён как день отказа от насилия и прекращения огня во всём мире.

Именно поэтому в первый учебный день во многих школах проводятся занятия, посвящённые взаимоотношениям между людьми, а также уроки Мира. По социологическим данным на нашей планете за последние 70 лет мирным был всего 1 месяц. Поэтому, особенно после опустошительной Второй мировой войны, появилось много политических движений и течений, у которых главной стоит цель достижения мира во всем мире. Все концепции, осуждающие войну и насилие, носят общее название – пацифизм, где приоритетными идеями являются воцарение мира на Земле и всеобщее разоружение.

Целью тематических уроков является приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности.

Основными задачами урока являются:

  • содействие формированию у обучающихся гражданских и патриотических чувств, социальной солидарности, справедливости, ответственности, готовности служить российскому обществу и укреплению его единства;
  • воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
  • формирование культуры Мира, уважения прав человека.

Педагогическими основами и методическими условиями успешного проведения занятия являются:

-       раскрытие значимости культуры Мира;

-       изучение исторических примеров, связанных со страшным словом

«война»;

-       опора на межпредметные связи, актуализирующие знания обучающихся по истории Отечества, литературе, географии, краеведению;

-       реализация воспитательного потенциала учебных предметов, в содержании которых раскрываются аспекты культуры Мира;

-       опора на краеведческие материалы региональных и музеев, отражающих подвиг народа;

-       использование документов, материалов СМИ, наглядного материала,

фонозаписей, музыкальных произведений.

 

Формат и тематика урока должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям обучающихся.

В группах колледжа акцент делается на проблемный, диалоговый характер обучения, значительное внимание уделяется дискуссионным вопросам, что, в свою очередь, диктует необходимость применения активных методик и технологий, поисково-исследовательских подходов в образовательной практике. Рекомендуются такие формы его проведения, как дискуссия, диспут, исследование, моделирование исторической ситуации, конференция, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалог.

Мероприятие должно быть направлено на реализацию принципа социальной значимости, добровольное, посильное включение обучающегося в решение реальных социальных проблем, актуальных для окружения и самого студента, проявление социальной и нравственной зрелости. В учебных группах полезно провести:

– круглые столы по темам: «Политика мира – закон нашей страны», «Националистические движения в современной истории и их опасность», «Угроза международного терроризма и способы противодействия», «Мир – высшая ценность»;

– диспуты по темам: «Что такое Родина? Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?», «А должен ли я быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?».

Во время мероприятий нужно помнить, что сохранение мира и забота о проблемах человечества – одна из важнейших целей ООН. В сентябре 2015 года на историческом саммите глав государств 193 государства единогласно приняли программу «17 целей в области устойчивого развития: составные элементы мира».

Покажите студентам видеоклип, созданный группой Flocabulary в партнёрстве с Секцией по просветительной деятельности. Этот видеоклип создан для того, чтобы молодёжь всего мира узнала о программе, принятой в ООН, и том, как она может способствовать построению мира.

На любом мероприятии студенты колледжа могут сделать голубя, который является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз. Студенты изготавливают бумажных голубей и на каждом пишут своё пожелание мира для всех людей. Затем из голубей с пожеланиями оформляется стенд Мира. Для участия в подготовке стенда могут быть приглашены студенты других учебных заведений, используя Интернет. Так акция может охватить весь район, село, город.

Параллельно с созданием голубя Мира, необходимо рассказать студентам историю появления этого символа. Уже в Древнем Риме голубки Венеры считались предвестниками мира, а изображение голубя мира в том виде, в котором оно используется в наши дни, создано великим художником – Пабло Пикассо.

Урок Мира можно провести в виде создания ковра Дружбы или города Мира. Дружба и конструктивное сотрудничество в коллективе способствуют достижению мира. Расскажите студентам о том, как важно уметь находить мирное решение в любой ситуации и идти на компромисс при решении конфликтов.

Подкрепите свои слова созданием плаката Дружбы. Для этого заранее приготовьте лист формата А1 и краски или фломастеры. Каждый студент группы должен оставить отпечаток своей руки или обвести её фломастером. На таком плакате можно написать пожелания друг другу или просто выписать важнейшие компоненты дружбы, которые вы проговорите вместе с группой. Затем плакаты всех групп вывешиваются в одном месте – таким образом получается ковер Дружбы.

Город Мира колледжа начинается с создания «дома» в каждой группе. Его можно нарисовать, сложить из пазлов и т. д. Главное – совместная работа студентов и ведущая цель урока Мира. Затем все «дома» располагаются в фойе образовательной организации под общим названием и девизом. Такое коллективное творческое дело должно быть логическим этапом в единой воспитательной системе образовательной организации.

Значительную роль при подготовке тематического урока могут сыграть  музеи. Музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающихся практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. В музеях можно организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям истории России; оформить экспозиции; провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.